Викторина по русским народным сказкам для детей

Викторина по русским народным сказкам

Сказки имеют большое значение в жизни человека. Это первое, что формирует мировоззрение маленького человека. Сказки знакомят его с базовыми понятиями: «что такое хорошо, и что такое плохо», добра и зла, товарищества и взаимовыручки, как ни банально это звучит. Любовь к этому виду фольклора у большинства людей остается на всю жизнь, ведь не зря многие увлекаются жанром «фэнтези». Дети с большим азартом примут участие в интеллектуальных соревнованиях для школьников 7-10 лет 1-2 класса, 3-4 класса на знание сказок.

Викторина по сказкам Пушкина.

Викторина по русским народным сказкам для детей

Сказочная тематика касается не только малышей, но и школьников младших, средних и даже старших классов, а также родителей, воспитателей и школьных педагогов. Литературную викторину на сказочную тему можно провести как в детском клубе, так и в рамках школьной программы на внеклассных занятиях. Крайне важно позаботиться, чтобы в презентации конкурса интеллектуальный формат был разбавлен легким и развлекательным, ведь внимание детей младшего возраста трудно удержать надолго.

Задачи литературного конкурса:

  • систематизация, обобщение и расширение знаний;
  • знакомство с народным творчеством в сфере сказок;
  • формирование интереса к чтению, тренировка памяти и внимательности.

Очень важно в эпоху интернета развивать в детях любовь к книгам и народному творчеству.

О зиме

Народ придумал немало сказок, где царствует зима, поэтому можно использовать несколько вопросов о зиме из русских народных сказок.

  1. В какой из сказок прелестная и добрая девочка неожиданно испарилась, то есть превратилась в облако? («Снегурочка»).
  2. В какой сказке весь год собрался в лесу у костра и развлекал чудесами девочку? («Двенадцать месяцев»).
  3. Кому пришлось ловить рыбу в проруби хвостом, да еще и потом лишиться столь необыкновенной удочки? (волку).
  4. Какой Мороз победил, пытаясь заморозить людей — Мороз-синий нос или Мороз-багровый нос? (Мороз-багровый нос).
  5. Каким образом мальчик Кай попал к Снежной королеве? (его санки приклеились к саням королевы).
  6. Что находилось под периной у Мороза Ивановича? (зеленая травка).
  7. Кто решил «отжать» теплое зимовье у разношерстной, но дружной компании домашних зверей, поселившихся в лесу? (волк из сказки «Зимовье зверей»).
  8. Кого в сказках награждают статусом «батюшка»? (медведя).
  9. С чем в итоге осталась жадная и неблагодарная старуха, познавшая нищету, затем богатство и славу? (с разбитым корытом).
  10. Что хотел подарить старик своей старухе, найдя лису на дороге? (лисий воротник).

О животных

Следует отметить, что любовь русского народа к животным не могла не выразиться в устном народном творчестве. Именно поэтому почти в каждой русской сказке присутствует так много зверей, наделенных человеческими разумом и речью, да еще и схожими чертами характеров. Среди них встречаются благородные и хитрые, отважные и трусливые, ленивые и трудолюбивые, добрые и злые, умные и не очень персонажи — всё, как в мире людей. Народ в сказках умел тонко высмеять пороки и недостатки человеческой натуры, подчеркнуть те качества, на которые надо равняться, воспитывать их в себе и в своих детях. Большинство подобных сказочных героев из мира животных раз и навсегда получили определенные черты.

  1. Какого героя можно считать склонным к постоянным побегам? (Колобка).
  2. Какой зверек в сказках считается плутишкой? (Заяц).
  3. Какой сказочный герой обычно настолько простоват, что почти всегда оказывается в дураках? (Волк).
  4. Кто в сказках отличается необыкновенной изворотливостью и хитростью? (Плутовка лиса).
  5. Кто является вестником всех новостей и сплетен в лесу, кто всегда обо всем все знает? (Сорока).
  6. В каких сказках мышка оказалась сильнее и людей, и зверей? («Золотое яичко», «Репка»).
  7. В какой сказке дружили птица и зверь до тех пор, пока однажды не рассорились из-за того, что ни один не смог угостить и накормить другого? (Лиса и журавль).
  8. Какой сказочный персонаж состоит из одной части тела? (Колобок);
  9. Из какой посуды кормила журавля лиса, и в какой журавль предлагал лисе угощение? (Тарелка и кувшин).
  10. Чем подавился петух, кормясь на полевом гумне? (Бобовым зернышком).
  11. Какой герой русских сказок является самым упитанным? (Колобок-румяный бок).
  12. Почему колобок считается самым упитанным? (Потому, что он сделан из теста).
  13. В какой сказке семья козлов противостоит грозному противнику в виде Серого Волка? («Волк и семеро козлят»).
  14. Кого не было в сказке: коза, козлята, волк, кузнец, медведь? (Медведя).
  15. В каком строении жили персонажи: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка? (В теремке).
  16. Из-за кого теремок оказался полностью разрушенным и непригодным к проживанию? (Из-за медведя).
  17. Какой прохиндей подло научил простофилю волка ловить рыбу в проруби на собственный хвост? (Лиса).
  18. Каким «волшебным» словам лиса научила волка, чтобы тот мог приманить рыбу на свой хвост? («Ловись рыбка, мала и велика»).
  19. Кто стал хозяином лубяной избушки после рейдерского захвата? (Лиса).

Волшебные превращения

Русские сказки не могут обойтись без сказочных превращений своих героев. Большинству персонажей подобные приемы помогают преодолеть множество препятствий на пути к цели. Иногда они спасают героям жизнь, иногда помогают выручить друга в трудную минуту, а иногда это происходит по глупости и непослушанию.

  1. В кого превратился маленький Иванушка, проявив изрядное непослушание и нетерпеливость? (В козленка).
  2. Кем становилась Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка»? (Обычной лягушкой).
  3. Что делала лягушка из той же сказки, чтобы вернуть облик Василисы? (Сбрасывала кожу).
  4. В кого превратилась снегурочка в ответ на печаль стариков о собственной бездетности? (В обычную девочку).
  5. В кого превратила злая ведьма молодую княгиню? (В белую уточку).
  6. В кого превращался Серый Волк, помогая Ивану в трудном походе? (В Елену Прекрасную, в златогривого коня, в жар-птицу).
  7. В кого превратил Кащей Бессмертный красную девицу в сказке «Царевна-змея»? (В змею).
  8. Кем обернулась героиня в сказке «Елена Премудрая»? (Голубкою).
  9. В кого превратилась сосновая кукла в сказке «Иван Соснович»? (В мальчика).
  10. В кого превратился дурачок Емеля? (В доброго молодца).
  11. В кого превращались добрые молодцы в сказке «Маря Моревна»? (В орла, ворона и сокола).
  12. В кого превращались добрые молодцы и Иван из сказки «Чудесная рубашка»? (Молодцы в птиц: сокол, орел и воробей, а Иван в коня).
  13. В кого превратился богатырь Финист ясный сокол по наущению злого колдуна? (В чудо-юдо лесное).
  14. В кого превращал колдун сына старика, чтобы не отдавать его обратно через три года в сказке «Хитрая наука»? (В голубя, в жеребца, в доброго молодца).

О характерах героев

Несмотря на кажущуюся простоту русских народных сказок, мудрому народу всегда удавалось очень выпукло обрисовать характеры главных и второстепенных героев, подчеркнуть их особенные черты. Особую гордость вызывает талант русского человека, ведь ему удавалось это сделать даже в самой короткой сказке.

  1. «Три богатыря» Какими чертами обладали богатыри из этой сказки? (Илья Муромец — необыкновенная сила, отвага, спокойствие, добродушие, Добрыня Никитич — верность, храбрость, самоотверженность, Алеша Попович — задор, хитрость, смелость).
  2. Какими чертами славится Иван-царевич? (Прямодушием, любовью к родителю, честностью, смелостью, благородством).
  3. Каким был Иванушка-дурачок? (Добрым, веселым, отзывчивым, смекалистым, честным и смелым).
  4. Чем отличается Василиса Премудрая? (Красотой, добротой, мудростью).
  5. Каковы отличительные черты характера Бабы-Яги? (Неоднозначный персонаж: чаще всего она предстает злой и коварной («Гуси-лебеди»)), но иногда она выступает на стороне добра («Финист-Ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
  6. Каков характер Водяного? (Сварливый, своевольный, вместе с тем он обладает мудростью, и способен помочь путешественникам).
  7. Каковы особенности характера Змея Горыныча? (Он всегда противостоит добру, любит похищать красных девиц, обладает лютой злобой и ненавистью к богатырям, не слишком умен).
  8. Какими чертами характера можно охарактеризовать Кащея Бессмертного? (Жадностью к сокровищам, злобой к людям, завистью к человеческому образу жизни, из-за чего он нередко похищает девушек, чтобы жениться на них).

Описание героев

В этом конкурсе можно раздать интересные задания детям, где они должны описать изображенных на картинке сказочных персонажей. Награда (пусть она будет сладкой) должна выдаваться за любой ответ, так как этот этап является стимулом к самостоятельному мышлению и способности к обобщению — ребенок должен научиться делать выводы из прочитанного.

  1. Колобок — круглый, добрый, шаловливый, непослушный и доверчивый, из-за чего и был в итоге съеден хитрой лисой.
  2. Как выглядит водяной? (толстый старик с выпученными глазами, как у раков, с рыбьим хвостом, как у русалок, с огромной бородой и усами, с перепонками, иногда на голове имеется рог).
  3. Как выглядит Сивка-бурка? (это очень большой конь, умеющий разговаривать, когда он скачет, то трясется и дрожит земля, его ноздри пышут пламенем, одна шерстинка у него золотая, а другая серебряная).
  4. Какой персонаж русских народных сказок обладает почти безграничным бессмертием? (Кащей бессмертный).
  5. Какой лентяй до поры до времени постоянно валялся на печи? (Емелюшка дурачок).
  6. Как выглядит Кот в сапогах? (Почти всегда ходит на задних лапах, обутых в сапоги, на голове носит шляпу с пером, на боку перевязь со шпагой).

События с героями

Еще одним забавным конкурсом можно сделать опросник на тему описываемых в сказках событиях.

  1. Как маленький Иванушка оказался в избушке злой Бабы-яги, которая хотела его съесть? (Его принесли гуси-лебеди).
  2. Что сделала злая мачеха с падчерицей в сказке «Морозко»? (Приказала старику отвезти ее в зимний лес и оставить там замерзать).
  3. Что случилось с козлятами, когда они все-таки открыли волку дверь? (Он их съел).
  4. Как именно Емеля ходил за водой после встречи с волшебной щукой? (Он отправлял ведра своим ходом, а сам шел следом, напевая и пританцовывая).
  5. Что делал пойманный и затем отпущенный улов? (Золотая Рыбка выполняла желания).
  6. Что сделала коза-дереза с приютившим ее зайчиком? (Выгнала его из дому).
  7. Как распоряжались выращенным урожаем мужик и медведь? (Делили его на вершки и корешки).
  8. Что делал кот, спасая бестолкового друга петушка из лисьего плена? (Играл на гуслях).
  9. Что делал журавль, когда ожидал в гости лису? (Готовил окрошку).
  10. Что делала злая ведьма, пытаясь добраться до Терёшки? (Грызла дуб).

Шуточная

В конце викторины можно разрядить обстановку и дать детям расслабиться легким и незатейливым конкурсом.

  1. Как звали сводную сестрицу Хаврошечки? (Одноглазка).
  2. Как удалось старику вытянуть из земли огромную репу? (Только с помощью всего семейства и дворовой животины).
  3. Какая сдоба долго бегала от своих владельцев, пока не попала на зубок хитрой лисе? (Колобок-румяный бок).
  4. Благодаря чему солдат смог сварить кашу из такого необычного ингредиента, как топор? (Благодаря находчивости, хитрости и смекалки).
  5. Чем курочка возместила ущерб, который понесли баба и дед из-за ее чрезмерной старательности? (Снести им вместо простого яйца, которое они никак не могли разбить, золотое).
  6. Чем смогли соблазнить царские посыльные Емелю, что он поехал во дворец? (Обещаниями подарков).

Благодаря интересным вопросам с ответами, подобранными в такой увлекательной теме, как русские народные сказки, можно провести интересную игру о которой дети будут еще долго вспоминать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Azaliya/ автор статьи
Добавить комментарий

Хлопотушки